Интернет-магазин космической игрушки SpaceGiraffe.ru

(495)766-94-83

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.    заказать звонок

Корзина

0 шт. на сумму: 0 руб.
перейти в корзину

  Выход в открытый космос

Вокруг чернота открытого космоса, сверкают бриллиантами тысячи звёзд невероятной красоты. Видно, что все звёзды имеют разные цвета. Какие-то из них голубые, какие-то белые, часто попадаются оранжевые и красные. Если переместиться на другой борт космического корабля, то яркое Солнце затмит все остальные звёзды, а на глаза придётся надвинуть защитный экран шлема. Сбоку висит шар Земли. Сейчас на ближней стороне планеты ночь, и можно различить огни городов и посёлков, заметны вспышки молний в грозовых облаках. Когда здесь наступит день, Земля превратится в яркий голубой шар, густо покрытый серебристо-белыми облаками. Тишина и спокойствие, только лёгкий шорох радиопомех в наушниках напоминают о том, что где-то совсем рядом есть другой, более привычный мир. Выход в открытый космос, что может быть интереснее?

183432047

Когда проектировали корабль для выхода в открытый космос, пришлось решать множество технических проблем, ведь раньше космические корабли не были рассчитаны на то, чтобы кто-то выходил из них во время полёта. Первым делом в космический корабль добавили специальную шлюзовую камеру, состоящую из двух люков и небольшого пространства между ними. Перед выходом в открытый космос космонавт, надев скафандр, заходит в шлюзовую камеру и закрывает за собой люк, ведущий в космический корабль. Это делается для того, чтобы воздух, которым дышат остальные космонавты в корабле, не улетел в космос, когда откроется внешний люк. Затем воздух, который находится в шлюзовой камере, медленно выпускают в космическое пространство, космонавт открывает внешний люк и выходит, а точнее выплывает (ведь в космосе нет силы тяжести) из шлюзовой камеры. Если перед открытием внешнего люка воздух не стравливать понемногу, а сразу «распахнуть двери», то космонавта вытолкнет в космос, словно пробку из бутылки. Это происходит из-за резкого перепада давления, ведь внутри корабля поддерживается нормальное земное давление воздуха, а в космосе давление воздуха равно нулю. Вы когда-нибудь пробовали надуть воздушный шарик, а потом немного разжать пальцы, чтобы воздух вышел из шарика с характерным шипением? Примерно то же произойдёт и на космическом корабле, только поток воздуха будет гораздо сильнее и утащит за собой космонавта. Так что если вам доведётся выходить в скафандре в открытый космос, перед выходом всегда проверяйте, выпустили ли вы воздух из шлюзовой камеры наружу или нет.

NASApix09

Когда Алексей Леонов выходил в космос в первый раз, скафандр сыграл с ним злую шутку. При испытаниях на земле на скафандр со всех сторон всегда давит воздух, и его давление уравновешивается давлением воздуха изнутри. А в космосе остаётся только внутренне давление воздуха, и скафандр может раздуть. Так и случилось - в космическом вакууме (вакуумом космонавты называют безвоздушное пространство) скафандр сильно раздулся – в точности, как воздушный шарик. Поэтому когда Алексей возвращался обратно, у него совсем не получалось втиснуться в небольшую шлюзовую камеру. Через некоторое время космонавту удалось перейти на второй режим работы скафандра и сбросить давление кислорода. Тогда скафандр чуть-чуть сдулся, и Леонову с огромным трудом удалось влезть в люк шлюзовой камеры.
Самое страшное началось, когда Алексей вернулся на корабль. Оказалось, что один из люков шлюза перестал закрываться! Пока Леонов был в космосе, космический корабль не двигался и всё время находился одной и той же стороной к Солнцу. Это привело к тому, что освещённая сторона корабля нагрелась до +150 °С, а теневая сторона охладилось до -150 °С. Вы, конечно, знаете, что при нагревании все тела расширяются, а при охлаждении сжимаются. Космический корабль – не исключение, его «горячая» часть немножко расширилась, а «холодная» немножко сжалась. Из-за этого весь корпус корабля немножко деформировался (искривился). Космонавты этого не заметили, но из-за того, что корпус чуть-чуть поменял свою форму, люк перестал герметично закрываться, а с одним открытым люком возвращаться на землю нельзя. В тот момент автоматика подняла давление воздуха внутри корабля так высоко, что воздух прижал люк на место. Затем, уже на земле, инженеры и конструкторы внимательно выслушали космонавтов, учли все недостатки и внесли изменения в конструкцию будущих кораблей. Сейчас, выходы в открытый космос проходят гораздо спокойнее, космонавты даже шутят, что в космосе «погода совсем не изменилось» с момента их последнего выхода, как, например, на этом видео.

Константин Кудинов

Дорогие друзья! Если вам понравился этот рассказ, и вы хотите быть в курсе новых публикаций о космонавтике и астрономии для детей, то подписывайтесь на новости наших сообществ

в контакте,

Фейсбуке,

или живом журнале.

Специально для вас в этих группах мы будем выкладывать последние записи в нашем блоге.